Выход — если есть проблемы с задолженностями

Не секрет, что одной из главнейших проблем банков является неуплата денежных средств по кредитам и займам. Если обратиться к статистике, можно увидеть, что показатели задолженности в России значительно превышают аналогичные показатели в развитых странах. Наличие просроченных и сомнительных платежей может негативно сказаться на деятельности организаций, вплоть до их жизнеспособности. Именно поэтому они усиливают процесс управления проблемными ссудами в части работы с должниками.

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТУ ИЛИ ЗАЙМУ

Бытует мнение, что методы возврата долга достаточно жестокие, если не сказать больше. На самом деле это ошибка, сложившаяся благодаря отдельным злоупотреблениям в финансовой сфере, особенно бывавшим в прошлом. По большому счету, учреждения не заинтересованы в проведении процедур, которые являются вынужденными мерами, и неслучайно в последнее время те обращаются к помощи третьих лиц, передав или продав им права на взыскание ссуды. Необходимо отметить, что и законодательство претерпело значительные изменения в части повышения защиты интересов заемщиков.

Сегодня работа в части выплаты задолженности идет по пути конструктивного диалога. При наличии просрочек клиент в письменной форме получает просьбу вернуть образовавшийся долг. При этом первоначально проводятся переговоры с ненадежным плательщиком, андеррайтинг кредита, уделяется особое внимание платежеспособности заемщика. Если в процессе переговоров и иных исследований выявлено, что финансовые затруднения носят случайный характер и имеются перспективы выполнить все обязательства по кредитному договору, лицу оказывается организационная, финансовая и иная помощь для скорейшего выполнения обязательств.

В том числе организации проводят следующие процедуры: — изменение графика платежей; — пролонгация договора; — изменение процентной ставки по договору; — выдача дополнительных средств; — реструктуризация кредита; — др. процедуры.

Если по итогам переговоров и андеррайтинга кредита выявлены проблемы в части перспективной платежеспособности физического лица, начинаются нижеследующие процедуры по возврату денег в кратчайшие сроки: — реализация обеспечения; — обращение к Гарантам и Поручителям; — оформление документов о банкротстве; — обращение к третьим лицам (в коллекторские компании); — передача дела в судебные органы; — др. мероприятия;

Как отмечают эксперты, процедуры по возврату денежных средств, применяемые банками и коллекторскими компаниями, в целом однотипны и выполняются примерно в такой последовательности: — отправляются письменные извещения о необходимости погашения образовавшейся задолженности; — отправляются SMS-сообщения на телефоны неплательщиков; — регулярно на их телефоны производятся звонки с автоинформатора, а также сотрудниками банков и коллекторских компаний; — отправляются письменные напоминания о необходимости погашения ссуды; — ведутся переговоры с задолжниками.

В результате реализации политики по обеспечению возвратности денежных средств, основным и важным методом работы являются переговоры. Учреждения пытаются донести до человека вероятные последствия невыплаты задолженности. Во время беседы ведется поиск решения проблемы. При работе клиенты сегментируются по следующим категориям: 1) мошенники; 2) злостные неплательщики; 3) добросовестные заемщики, имеющие финансовые затруднения.

Коллекторские компании, как и банки, во многих случаях предлагают должникам, желающим погасить кредит, и добросовестным заемщикам, имеющим финансовые затруднения, отдельные преференции с целью выполнения обязательств по кредиту. Например, в виде реструктуризации кредита, уменьшения или списания суммы штрафов, пени или других льгот. Необходимо отметить, что в РФ устанавливаются пороговые суммы, которые должники могут выплачивать исходя из своей платежеспособности. Более 70 % всех средств по задолженности приходится на сумму от 5 тыс. рублей.

В случае если человек избегает контактов и не идет на переговоры, его предупреждают о возможности передачи дела в судебные органы на предмет принудительного взыскания задолженности или предлагают воспользоваться возможностью досудебного урегулирования спорных вопросов путем конструктивного диалога. Приоритетным решением проблемы всегда является возврат денег через переговоры.

В наши дни бытует мнение, что методы работы банков с задолжниками кардинально отличаются от аналогичных методов коллекторских компаний. На самом деле оно ошибочно. Когда предприятие имеет службу по работе с проблемными заемщиками с возможностью выезда к клиентам, а у этой службы есть в распоряжении call-центр, то разница практически незаметна.

В заключение хотелось бы отметить, что уклонение от возвращения средств является уголовно наказуемым деянием. Необходимо пользоваться возможностью уплаты задолженности по займу в добровольном порядке.

Решение проблем с задолженностями